В нашем музее есть много старинных вещей, которые хранят традиции далеких предков, в том числе лапти — плетеная обувь из лыка, распространенная в Восточной Европе и на Руси в сельской местности вплоть до 1930-х годов.
Плетение лаптей на Руси было зимним занятием крестьян, когда не было полевых работ. Заготовкой лыка занимались в определённое время года, когда лыко обладало необходимыми прочностными характеристиками. Мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом».
Лапти были просты в изготовлении, недолговечны и стоили очень дешево. В среднем одной пары лаптей хватало на неделю, а на год крестьянину требовалось до 60 пар. Когда лапоть изнашивался настолько, что его становилось неудобно носить, его чинили. В крестьянской среде это называлось «подковырнуть», то есть вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык.
Кочедык (также свайка) — это инструмент мастеров по плетению из бересты, внешне напоминающий кривое шило или изогнутый плоский коготь, при помощи которого увеличивали щель между слоями ячеек плетёного изделия, для облегчения продёргивания лент и увеличения плотности плетения. Также кочедык использовался для изготовления других предметов из луба или для сдирания коры с деревьев.
Процесс изготовления лаптей был следующим. Сначала начинали плести пятку, перегнув лыки пополам через «говенник» — ссученое в шнур лыко. Говенник представлял собой связанный в виде круга лыковый шнурок, образующий край проёма будущего лаптя, в который просовывалась нога. После того как пятка была сплетена и «утянута» по колодке, с обеих сторон (также, будучи перегнутыми посередине, сначала одной, а потом и другой половинами) вплетались последние два лыка и продолжали плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя.
Когда длины подошвы хватало для того, чтобы загнуть её наверх и закрыть пальцы стопы до подъёма (образовать «голову» лаптя), подошва огибалась через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжали плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинал применяться кочедык. Им приподнимались уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивалась назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибались через говенник притягивая подошву к нему, и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность.
Русские крестьяне носили лапти русского типа – косого плетения с тупой головой и высокими бортами. Мордовские, чувашские, татарские лапти имели низкие борта и плелись на прямую колодку, то есть каждый лапоть можно было одеть на любую ногу. Это повлияло на широкое распространение русских лаптей у народов Поволжья.
Назывались лапти по количеству полосок, шедших на изготовление одной пары: осьмерики, восьмерики. Они могли изготавливаться из коры липы, осины. Праздничные лапти украшались «бортиками» — верхняя часть их окантовывалась цветным лыком и пришивались нарядные завязки.
Поскольку кожаная обувь всегда стоила дорого и позволить себе её могли только состоятельные люди, беднота ходила в лаптях, вследствие чего лапти стали символизировать нищету, низкое происхождение, а в советское время также бескультурье и отсталость.
В нашем музее хранятся мужские и детские лапти, а также женские, которые привязывались к ноге шнурками, скрученными из того же лыка. Эти лапти сплетены из полос лыка косым плетением. На носке внутренний угол прямой, наружный скошен по форме ноги. Подошва выполнена из двойных полос лыка.
Лапти надевались с холщовыми портянками, а зимой ещё и с суконными онучами, которыми ноги обёртывали до колен. В распутицу, когда снег начинал таять, к лаптям пришивались дощечки, то есть прикрепляли к подошве деревянные колодки. значительная часть этой обуви делалась непосредственно потребителями, большей частью старейшими членами семейств, к другой работе уже малоспособными.
Примечательно, что «лапоть» был ещё и одной из единиц измерения на Руси, равной примерно 1/4 аршина. В народной практике она применялась при измерении небольших расстояний, прежде всего при разделе земли, покосов, при посадке растений.
Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век), при этом сами лапти гораздо древнее: инструменты для плетения (кочедыки) известны с каменного века.
Познакомиться и изучить эти предметы, вы сможете, посетив наш музей.
Хочется закончить строками из стихотворения Н. А. Некрасова «Калистрат»:
«А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою.
Пуще мужа наряжается,
Носит лапти с подковыркою».