Если у вас спрашивают, какой русский народный музыкальный инструмент вы знаете, несомненно, сразу вспоминается балалайка, самый старинный и узнаваемый музыкальный символ России.
Несколько таких инструментов хранится и в нашем музее.
Инструмент по праву можно назвать истинно народным: в его звучании словно слышится сама русская душа – то разудалая и неуёмная, то печальная и задумчивая… Даже грустные мелодии звучат на ней не так печально, и забавное название инструмента говорит о веселом характере.
На сегодняшний день история балалайки насчитывает более трёх столетий.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1891 г.) говорится, что «…когда и кем изобретена балалайка – неизвестно».
По своему строению балалайка – это та же домра, но с немного другим корпусом, удлиненным грифом, изменённым струнным строем и названием. Слово «балалайка» значить баловаться, дурачиться, проводить впустую время (балаболить – тараторить, балагурить – шутить).
Как о народном инструменте, о балалайке, конечно, сложено много народных песен, поговорок, частушек.
Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки:
В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а на полу скачут.
Именно в любительской сущности изготовления, условиях бытования балалайки и самого музицирования крылось также и отношение к ней: она стала атрибутом несерьезного исполнительства, балагурства, пустозвонства – словом, всего, что не заслуживает серьёзного внимания. В частности, балалайкой в России порой называли любого болтливого, легкомысленного человека, не способного к серьёзным делам
Много столетий она меняла свои формы. Инструмент был круглой формы, треугольной, даже четырехугольной и даже количество струн было разным.
В 15-17 веках на Руси потешные люди-скоморохи веселили население деревень и городов.
Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания.