В недавнем прошлом советские фарфоровые фигурки были почти в каждой семье. Семь слоников — символ благополучия и достатка. Фарфоровая балерина, пастушка с овечкой, садовница с лейкой —украшали комоды наших бабушек. История советского фарфора далеко за пределами начала всего советского в нашей стране. С середины 18 века русский фарфор не уступал по качеству и эстетике европейскому и китайскому. С приходом революции 1917 года царские фарфоровые мануфактуры временно не работали. Национализированный народом изящный промысел ассоциировался с буржуазной культурой. Но к началу 20-х годов появились новые, пролетарские культурные изложения фарфорового искусства и Императорский фарфоровый завод, переименованный в ЛФЗ — ленинградский, заработал в полную силу.
Сегодня коллекции советского фарфора весьма востребованы. Ярким явлением русского искусства этого времени стал агитационный фарфор. Он воздействовал на народное сознание не хуже плаката. Изделия из фарфора стали экспортной продукцией молодой Советской республики и нашли своих собирателей в разных странах. Позднее советский фарфор отображал, словно летопись, важные вехи истории СССР: всё это отразилось и на скульптуре, и на бытовом фарфоре, а также на изделиях по спецзаказам из Кремля.
Когда-то советские фарфоровые статуэтки Дмитровского фарфорового завода (Вербилки) 40х-50х гг. — пастушки, балерины, спортсмены, крестьяне за сбором урожая, фигурки мышей с зерном — были забавным, повседневным декором почти каждого советского жилища. Сегодня советские фарфоровые изделия, каждое из них, – своеобразный памятник минувшему времени.