Главная » История одного предмета » Женская русско-народная рубаха

Архивы

Женская русско-народная рубаха

Сегодня в рубрике «История одного предмета» хочется рассказать вам об уникальных женских расшитых рубахах.

Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды.

«Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды.
Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.

Первые женские рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, именовалась такая одежда «стан». Длина рубах обычно приходилась ниже колен. По издавна заведенному обычаю, славянские девушки до пятнадцатилетнего возраста, и «даже до самой свадьбы», носили только подпоясанную рубаху. Надевание поясной одежды – поневы, связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.
У каждой женщины в сундуке имелся целый набор рубах на любой случай жизни: для работы на поле, для ворожбы, для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Интересной моделью считается рубаха-порукавка, ее особенность в длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».
Праздничные рубахи по покрою были такими же, как и обыденные, и отличались только обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды.
Обрабатывать сырье и прясть нить умели практически все сельские женщины. С раннего возраста девочка приучалась прясть, а затем и ткать. Скроенная из прямоугольных кусков ткани традиционная славянская крестьянская рубаха отличалась простотой и удобством конструкции. Покрой свободный, рубаха в меру широкая, сшитая из прочной ткани. Надевалась она прямо на тело и свободно ниспадала с плеч. В летнее время женская рубаха могла служить одновременно верхней и нижней одеждой.
Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний. Ворот такой рубахи собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Украшение около выреза горловины составляло узкую гладкую или узорную полоску. На груди рубахи имелся разрез посредине с застежкой у ворота на одну пуговицу или нитяную петлю. Нередко на грудной разрез-пазуху вместо узкой обшивки нашивалась различной ширины планочка-манишка, которая закрывала разрез и украшалась вышивкой.

На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти.

Русская вышивка была основана на символичности. Вышивка крестом была призвана служить оберегом, так как крест всегда считался защитником от нечистой силы, от дурного глаза и других напастей. В вышивках использовали образы животных, птиц и растений. Каждый узор и каждый сюжет, и орнамент можно было «прочитать». Любая вышивка носила свою смысловую нагрузку. Символом плодородия выступал ромб. Другой распространенный орнамент — «розетка» с восемью лепестками, символизирующая женское начало. А также — фигурки женщин, рептилии и земноводные, птицы.

Вышивкой, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой от темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы. Выполняя декоративное значение, вышивка несет информацию о назначении рубахи, степени достатка, возрасте, этнической принадлежности ее владелицы.
В фондах нашего музея хранится уникальная рубаха, расшитая крестом черными и красными нитками, Анны Ивановны Чернышевой 1900 года рождения, игравшей в народном театре в с. Петровском в 1920-е годы. А также необыкновенная рубаха с красной, желтой, синей вышивкой гладью и крестом украшенная бисером, Донченко Марии Константиновны, артистки театра с. Петровского.

Рубахи можно увидеть на экспозиции «Быт крестьян села Петровского конец XIX в. — начало XX в.». Приглашаем Вас на экскурсию в выставочный зал этнографии!
Предварительная запись по телефонам 8 (86547) 4-24-33; 8-903-442-50-77.