Главная » История одного предмета » ЛАМПА КЕРОСИНОВАЯ 6+

Архивы

ЛАМПА КЕРОСИНОВАЯ 6+

ЛАМПА КЕРОСИНОВАЯ — светильник, работающий на основе сгорания керосина.

Керосиновые лампы сегодня незаслуженно позабыты. Их часто используют в декоративных целях, хотя когда-то этот простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал всю Европу и Россию и мигом вытеснил свечи и масляные светильники.
Есть такая лампа и в нашем музее. Она сделана из прозрачного стекла. Имеет литую фигурную ножку в виде цветка у основания, плавно переходящую в колбу для заправки. Заканчивается металлическим колпачком жёлтого цвета.
Верхняя часть – горелка (металлическая) оформлена фигурно в виде зубчиков.

 

Конструкция керосиновой лампы проста – в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.
На сегодняшний день довольно трудно провести границу между керосиновыми и масляными горелками. Ученые утверждают, что первые керосиновые лампы датированы 1853-м.
История керосиновой лампы довольно примечательна. Жил во Львове Петр Миколяш. Он занимался предпринимательством и владел одной из крупнейших городских аптек. Два коммерсанта из Дрогобыча предложили ему сделку. Аптекарь покупает у них дистиллят, а он якобы перегоняет его в довольно дешевый спирт. Дельцы сулили ему астрономический навар. Таким образом, сделка состоялась.
Процессом перегонки занимался лаборант львовского бизнесмена, которого звали Ян Зех. Именно он вместе со своим коллегой Игнатием Лукасевичем начали ночевать и дневать в лаборатории, экспериментируя с нефтепродуктами. Спустя некоторое время первооткрывателям удалось получить керосин. Эту жидкость они стали использовать как раз в модернизированной масляной горелке. В результате, первый керосиновый светильник освещал витрину аптеки их работодателя. Кстати, заведение называлось «Под звездой».
Лаборант Зех был более чем доволен и открытием топлива, и успехом, и перспективам. Буквально сразу он, уволившись из аптеки, смог открыть собственную лавку, которая предлагала потенциальным покупателям керосин. Только за один год его маленькой фирме удалось продать порядка шестьдесят тонн этого горючего! Это топливо, в основном, предназначалось для освещения львовских улиц.
Однако, в 1858-м на складе Зеха произошел взрыв. Пожарники своевременно прибыли на место происшествия. Но спасать было уже некого. В огне погибли супруга предпринимателя и его сестра. После этого изобретатель полностью свернул перспективный проект. Он снова вернулся к аптечному занятию.
Лукасевич также извлек выгоду из своего изобретения. В 1856 г. ему удалось организовать добычу нефти около г. Ясло. После этого он возвел ряд установок с целью перегонки нефти. Изобретатель оказался очень способным предпринимателем. К примеру, для своих работников создал прекрасные условия труда. Так, он стал организатором т.н. «братской кассы». С каждой зарплаты рабочие должны были отчислять маленькую сумму в ее фонд. Таким образом, эти средства уходили на лечение больных и поддержку вдов и сирот. Именно благодаря кассе, ветераны начали получать пенсию, что в те времена было вообще небывалой редкостью. Также за счет оборота продукции предприниматель начал назначать стипендии талантливым ремесленникам и помогать в возведении дорог в районе.
Не удивительно, что в 1866 г. Лукасевич был избран в краевой Галицкий сейм. На этом поприще продолжал заниматься развитием нефтяной промышленности. А практически через десять лет организовал и соответствующее нефтяное общество.
Когда слава о керосиновой лампе распространилась по территории соседних государств, австрийцы серьезно заинтересовались этим видом освещения. Не раздумывая, они начали ее выпускать и у себя. Данным производством занялось венское предприятие под названием «Дитмар». Эта фабрика стала выпускать порядка 1000 моделей таких горелок. Склады фирмы находились не только в столице Австрии, но и в Триесте, Милане, Праге, Лионе, Кракове и даже в Бомбее.

К сожалению, львовские рационализаторы своевременно не смогли запатентовать свое изобретение. Любопытно, когда австрийские аналоги начали продаваться на их родине, во Львове, их именовали исключительно «венскими».

Вот такой краткий экскурс мы совершили в историю хорошо известного предмета.