Главная » Мероприятия » Ночь искусств 6+

Архивы

Ночь искусств 6+

Ночь искусствв 2021 — прошла в онлайн формате. Вниманию зрителей были представлены видеоэкскурсии по залам музея, которые познакомили с творчеством члена Союза художников России Олега Калайтанова.

Театральная студия «Родники России» центрального дома культуры города Светлограда представила инсценировку по рассказам Михаила Зощенко «Любовь и другие мелкие неприятности», сделанную из четырёх картин по произведениям автора.

Главный герой, Борис – один из жильцов коммунальной квартиры, внезапно получивший выигрыш в размере пяти тысяч рублей.  С этого момента его семейная жизнь идёт под откос. У них с супругой возникают разногласия по поводу применения полученного выигрыша.  Борис заводит себе любовницу среди соседок по коммунальной квартире, Фенечку. Её брат крадёт выигранные деньги, которые затем возвращает потерпевшему  милиционер. После этого случая выигрыш не приносит счастья никому. Супруга уходит от главного персонажа к другому мужчине, а с любовницей он прекращает всякие отношения.

В рамках всероссийской акции «Ночь искусств» мы предложили  вниманию зрилелей выступление преподавателей и учащихся МКУДО «Светлоградской районной детской музыкальной школы. В программе «Музыкальный салон» прозвучат произведения русских и советских композиторов.

Так же познакомили с историей музыкальных инструментов, хранящихся в фонде музея.

Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. В нашем музее, к коллекции музыкальных инструментов, есть несколько балалаек. Существует несколько версий о происхождении названия. По одной версии, слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова «бала» (ребёнок, дитя). Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

В первой половине XIX века балалайки продолжали делать в основном всего с двумя струнами. В народе игра на инструменте воспринималась как пустое времяпрепровождение, а часто и напрямую осуждалось: «Балалайка не играет, а разоряет», «Балалаечка-гудок разорила весь домок». О талантливом балалаечнике обычно говорили: «Наш Семён с балалаечкой рождён». Популярность балалайки была столь велика, что, кроме припевок, сочинялись и загадки: В лесу выросло, из лесу вынесли, На руках плачет, а на полу скачут. С 1886 года балалайка появляется на сцене: первым выступил с ней молодой русский дворянин Василий Андреев. До Андреева никто не обращал внимания на то, что такой музыкальный народ, как русский, не имеет в обиходе народных музыкальных инструментов. Дело, начатое Андреевым, было поддержано, приобрело всенародное значение. Многие фабрики, специальные мастерские, мастера — умельцы, выпускают усовершенствованные Андреевым и Налимовым музыкальные народные инструменты, композиторы пишут произведения для балалайки, домры, созданы многочисленные ансамбли и оркестры…

В Хабаровске установлен памятник балалайке. Его высота — 12 метров. Он представляет собой две одинаковые по величине балалайки — русскую и китайскую.

Ежегодно 23 июня отмечается День балалаечника. Этот праздник придумал в 2008 году Дмитрий Белинский — он возглавляет Российский клуб музыкантов-народников. Вот такая она русская балалайка, олицетворяющая русскую культуру. Всего три струны, а за душу берет так, что, не раздумывая, хочется пуститься в разудалый пляс.

В нашем музее хранится уникальная коллекция музыкальных инструментов. Одним из этих инструментов является баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука, которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000-3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде, в котором мы привыкли его видеть в разное время, приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник. В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь. Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь,  гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре. В современном мире баян стал универсальным узыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.